Термезский археологический музей. В него можно попасть, приехав  на проспект Ат-Термизий в городе Термезе. Здесь находятся поистине уникальные сокровища, имеющие огромную историческую ценность. Музей был построен в 2001 году, торжество, связанное с его открытием, приурочили к  2500-летию Тормеза.

Желающие посетить музей могут познакомиться с более двадцатью семью тысячами экспонатами, имеющими огромное историческое значение, среди которых есть скульптуры, древняя живопись, старинные монеты и предметы древнего быта. Посетители могут быть участниками увлекательных экскурсий, которые организовывают работники музея.

Термезский музей уникален не только тем, что в нем находятся уникальные экспонаты, но и самим зданием с его архитектурными особенностями. Здание имеет десять залов. Войдя в здание, посетители попадают в первый зал, который называется главным, а из него можно попасть в остальные 9 залов. Экспонаты,  представленные в первом зале, просто ошеломляют воображение. Здесь можно видеть высокие хумы и скульптуры с каменными бассейнами. И хотя все экспонаты нельзя отнести к одной эпохе, их все равно объединяет высочайший уровень их исполнения.  В этом зале можно увидеть рельефную карту  реки с названием Сурхандарья с обозначенными на ней местами нахождения всех главных архитектурных памятников. В остальных девяти залах также находятся экспонаты различных эпох.

Первый зал. Здесь находятся экспонаты, доказывающие тот факт, что в дельте реки Сухандарья проживали древние люди. Это подтверждается найденными в пещере Тешикташ предметами быта. Пещера являлась поселением  древних неандертальцев, в ней археологи нашли каменные клинки, скребки и резцы, используемые на охоте и при обработке шкур животных, а также кости самих животных. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в пещере жили семьи охотников.

Поселения первобытных людей были найдены также в пещере Кугитанга и гроте Байсунтау. Похоже, что жители Тешикташа переселились и сюда.

В более поздний период мезолита обитатели этих мест научились охотиться с использованием лука и стрел, а в более поздний период занялись разведением домашних животных.

Второй зал. В этом зале находятся предметы быта, относящиеся к бронзовому веку. Это различные бронзовые орудия, гончарные круги, зеркала из меди, различные сосуды и статуэтки. В этот период ремесло стало отделяться от земледелия и появились  первые системы орошения земель.

К самым ранним памятникам этого периода можно отнести Сапаллитепу на берегу  реки Уланбулаксай. Недалеко от них на площади в 100 гектаров находилось и поселение Джаркутан. Здесь археологи нашли первый храм огнепоклонников.

Третий зал. В нем размещены ценности, относящиеся к временам древней Бактрии. Именно в это время начало расцветать земледелие и ремесленники начали изготавливать железные орудия труда. И именно в это время возникли такие города как Джандавлят-тепа, Хаитбад и Кызыл-тепа. Внутри  этих крепостей строились дома для проживания правителя города и простых жителей, а внутри города были мастерские гончаров и прочих ремесленников. Отличным подтверждением этому стали найденные  образцы их искусства: наконечники стрел с тремя лезвиями, каменные или железные серпы в форме полумесяца.

К сожалению, археологам не удалось обнаружить основную часть архитектурных памятников тех времён, так как они были практически полностью уничтожены во времена военных походов А. Македонского.

Четвертый зал посвящен культуре Бактрии. Это более поздняя культура, созданная Александром Македонским и датированная моментом становления государства Кушанского. Судя по найденным археологами монетам, предметам живописи и скульптурам, большое влияние на развитие оказали этническая и индийская культуры, причем это повлияло на все важные отрасли жизнедеятельности Сурханского оазиса. Посетителями, по достоинству, будут оценены предоставленные их вниманию статуэтки, изготовленные из слоновой кости, мрамора, камня и стеклянные памятники зодчества.

В то же время закладывается фундамент для роста и развития городища носящего название Старый Термез, который в недалеком будущем становится ремесленным центром целого края.

Пятый зал полностью посвящен выставочным экспонатам относящимся к Кушанскому периоду, ведь некогда Туркестан и Северная Индия были частью одного государства, что не могло не оставить свой след на культурных ценностях и быте. У бактрийцев активно развивалась религия, о чем говорят, дошедшие до наших дней многочисленные идолы-статуэтки, обнаруженные в процессе архиологических раскопок.

В шестом зале посетителям представлена культура Северного Тохаристана раннего средневекового периода. В те времена у городов было две основных составляющих — это наличие крепости-цитадели и шахристана. Архитектурные изыски представлены в виде сложных мотивов с утонченными куполами и изящными арками. При постройке использовался, в основном, кирпич-сырец. Тема религии полностью поглотила город, что подтверждают в большой численности сохранившиеся храмы и святилища, в которых были найдены предметы религиозного культа, это и флаконы для сурьмы, и стеклянные сосуды, и чашки с двойными ручками.

Седьмой зал представлен средневековым Тохаристаном с его высочайшим, для тех времен, развитием ремесел. Кроме уже привычных, для древневосточной архитектуры, таких строений как шахрастан и крепости-цитадели, появляются здания под названием - рабады, это помещения, предназначались для ремесленников. Рабады, по своей сути являются ремесленной частью города, состоящей из целых кварталов, где находились мастерские умельцев по работе с металлом, стеклом, глиной, сами строения были выложены жженым кирпичом. Отдельно нужно упомянуть о древней коллекции изделий из меди, обнаруженной археологами при ведении раскопок в Будраче, общим весом около трехсот килограмм.

В восьмом зале находятся образцы прикладного искусства времен Тамуридов. Это и военные доспехи, и в огромном количестве представлена домашняя утварь (кувшины, шахматы, посуда, блюда, ручной работы светильники и многое другое), отлично сохранившие свой первозданный вид фрагменты архитектуры.

В девятом зале вашему вниманию представлена экспозиция предметов старины, изделия крупных ремесленных производств шестнадцатого двадцатого веков городов Байсун, Денау и Шерибада. В залах мы увидим, как орудия труда созданные как из дерева так и из металла, образцы оружейного производства и ювелирного мастерства, гончарные сосуды из глины. Большое количество, представленных экспонатов, рассказывает о Термезе, являвшегося частью Бухарского эмирата и который, являясь пограничным городом, был закрыт для посещений туристами и гостями города. Но на сегодняшний день все изменилось и город Термез за годы обретенной независимости всегда рад гостям.