Уникальным памятником древнего Хорезма являются останки города Аяз-Кала, крепость которого расположена на обрыве скалы, такое месторасположение удачно защищало от внезапного нападения врага, благодаря скалистому обрыву, доступ был практически невозможен, а вход был защищен сложным лабиринтом. Сильные потоки ветра выносили из крепости пыль и мусор, отсюда и название-Аяз-Кала, что в переводе означает - Крепость на ветру.
Благодаря работе археологов, в 1938 году, мир узнал о существовании древнего городища под названием Кырк-кыз-кала, что в переводе означает -"Крепость сорока дев" и представляет собой оборонительное строение северо-восточных границ территории процветающего Хорезма.
Кой-Крылган-кала - останки этого городища примечательны наличием погребальных памятников, ведь крепость была, своего рода, гробницей и в тоже время храмом, где занимались астрономическими науками и проводились ритуальные обряды.
О крепости ДЖАНБАС-КАЛА можно услышать легенду, о том, как благодаря одной выжившей девочке, после падения города, вынесшей искру священного пламени, ночь всегда будет сменяться днем, где горит этот огонь, история умалчивает.
В Каракалпакстане, неподалеку от крепости Топрак-калы, обороняя границы северо-востока, находится крепость Кызыл-кала, возвышаясь на равнине и имея практически форму квадрата, размером 65х63 м, двойные стены, бойницы и наблюдательные башни. Крепость была еще и сельскохозяйственным объектом, а также транспортным узлом для караванных путей.
В те времена Хорезм находится на пике экономического развития и подъема, идет строительство новых городов таких как Базар-Кала,Кой-Крылган-Кала, замечено успешное развитие ремесел, медицины, архитектуры, астрологии.
Где то с середины первого и начало второго века до нашей эры Хорезм является частью царства Кушанского в качестве конфедерации, но уже к третьему веку до нашей эры полностью становится независим. Этот период ознаменован строительством большого количества оборонительных сооружений, для регулярной армии Кызыл-кала и возведением целых городов и крепостей.
Гордостью той эпохи и венцом художественного творения можно назвать знаменитое на весь восток городище под названием Топрак-кала, являющее собой симбиоз живописи, архитектурного искусства и скульптуры, причем, отличие от пирамид Египта и Вавилонских дворцов, заключается в том, что все строительство велось без применения дерева и камня, а использовались огромные блоки из сырцового кирпича. Для укрепления кладки в ход шли небольшие камни, предоставляемые самой пустыней. Так же в строительстве применялся речной песок, при помощи которого удерживалась влага и это способствовало уменьшению разрушений при землетрясениях.
Огромный интерес для гостей города Нукуса представляет музей искусства имени И.В. Савицкого, там представлены экспонаты русской живописи двадцатых-тридцатых годов двадцатого века. Художник из Москвы Игорь Витальевич Савицкий переехал в Нукус в пятидесятых годах прошлого века, а уже в одна тысяча девятьсот девяносто шестом году занял пост директора музея, именно тогда он начал заниматься подбором полотен авангардного искусства, современной живописи, поставангардизма. Все эти произведения можно было лицезреть в Нукусе еще в те времена.
Сегодня время музей насчитывает около девяноста тысяч полотен. К русским полотнам добавились работы узбекских мастеров, мастеров реликтового Хорезма, народно-прикладное творчество и даже отличные копии знаменитых на весь мир полотен из Лувра. На первом этаже музея имени Савицкого разместился Краеведческий музей, созданный в одна тысяча девятьсот двадцать девятом году с коллекцией, численностью в пятьдесят шесть тысяч экземпляров.
Основными направлениями представленных экспонатов являются: этнос, природа и археология. Привлекут внимание туристов с большой точностью созданные макеты исторических городищ, предметы обихода выявленные на раскопках, одежда того времени с ювелирными украшениями, богатой вышивкой и неординарным орнаментом, созданные руками талантливых мастеров.
Посетив музей Бердаха, гости автономии благодаря выставленным в музее экспонатам могут ознакомиться и проследить пройденный исторический путь народом Узбекистана с древних времен до нашего часа.